Православные истины

В статье собраны основные мысли и наиболее важные фразы из разговора о Евангелие православного священника Алексея Уминского

О Евангелие

  • Евангелие — это больше, чем книга, это — обращенный к человеку призыв услышать Бога. Мы не можем слышать и видеть Его физически, но у нас есть сотворенные Богом бессмертные души, для которых это оказывается возможным при помощи Евангелия. И тогда с человеком происходит настоящее чудо: он встречает Бога. Он может Его не понимать, может даже противиться воле Господней, но если он однажды повстречал Бога через Евангелие, он уже от Христа никуда не денется;
  • Евангелие — это возможность если даже не до конца понять, то хотя бы ощутить Истину и вместе с тем обрести смысл жизни, осознать истинное назначение своих страданий, проверить силу своего стремления следовать за Христом, куда бы он ни пошел. Евангелие — это сам Христос, говорящий с нами напрямую, Сам Христос, нас касающийся, Сам Христос, нас зовущий и заглядывающий в глубину наших сердец. Все это и есть Евангелие — не просто книга, содержащая проповеди и притчи и подарившая человечеству бессмертные образы, воплотившиеся впоследствии в великих произведениях искусства, а прежде всего — Сам Христос.

О Боге

  • Он бесконечен, невидим, непостижим и вездесущ. Бог — источник силы жизни — именно того, в чем человек нуждается, о чем просит у Него;
  • Бог Един в Трех Лицах, Он непостижим, но поскольку Господь явил нам себя, значит, мы все же можем, узнавая, постигать Его. Мы всегда будем к Нему приближаться, и Он будет открываться для нас все больше и больше, становиться к нам все ближе и ближе;
  • Бог — Святая Троица, Единая в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой;
  • Богу нужен каждый человек. Для Бога не существует никакой разницы между царем и рабом, между праведником и грешником, потому что каждый из нас Ему безмерно дорог;
  • Господь приходит именно к настоящим людям, потому что спасти настоящего грешника можно, сделав из него настоящего праведника, а вот переделать фальшивого праведника уже не получится: для этого ему придется хотя бы научиться ощущать себя грешным;
  • Господь все творит Своим удивительным Словом, могущественным, творческим Словом. Из небытия приводит в бытие;
  • Господь наделяет человека свободой, замечательной свободой, потому что Он Сам — абсолютная свобода;
  • Господь никого не может исцелить насильно, никого не может заставить следовать за Собой;
  • Господь всемогущ, Господь Словом создал этот мир. Чудо Божие совершается лишь при наличии чуда человеческой веры. Если же вокруг царят скептицизм и неверие, Господь не совершает чудес, потому что не хочет удивить и поразить ими человека, не желает сковывать его волю и разум, не собирается ограничивать его свободу. В этом случае Господь смиренно отходит в сторону именно потому, что не хочет никого привлекать к Себе насильно;
  • Господь посылает нас в этот мир, чтобы мы подражали Ему;
  • Господь хочет, чтобы люди поверили бы Ему без вмешательства извне, поверили бы истине, а не силе, поверили бы правде, а не волшебству. Чудеса никогда никого ни в чем не убеждают. Они чуть ли не ежедневно происходят в нашей жизни, постоянно свершаются у мощей святых угодников Божиих и возле чудотворных икон, однако никого не делают верующим. Господь творит чудеса отнюдь не для того, чтобы убедить нас в чем-то, а для того, чтобы нас утешить, для того, чтобы нас поддержать. Если бы чудо убеждало, человек не был бы свободен. Если бы чудо было доказательством истинности веры, тогда у человека следовало бы отнять его свободную волю, потому что чудо — это императив, чудо — это власть, чудо — это, по сути, приказ: «Верь, и я тебе докажу!». А вот Христос не хочет ничего никому доказывать;
  • «Все мое — твое» — эти слова Господь обращает к каждому из нас, даруя Божественное человеку. Нам надо ответить только одно: «Все мое — Твое» — и отдать себя Богу до конца. Если человек оказывается способен так принять Бога и так отдать Ему самого себя, то человек и Бог соединяются вместе.

О Человеке

  • Суббота для человека, а не человек для субботы. Все, что в этом мире есть необходимого и прекрасного, уготовано на службу человеку;
  • В шестой день Господь творит человека по образу Своему и подобию, вдыхает в него дух жизни, запечатлевает в человеке Себя Самого, отображается в нем. Если человек — есть образ Божий, то, значит, Господь оставил Свой оттиск на каждом из нас. Поэтому каждый обладает всеми дарами, несет в себе все свойства Божии, которые Ему изначально присущи, а мы можем их удивительным образом развить в себе;
  • Человек может развить духовный слух, именно тогда, когда понуждает себя слышать других людей. Не себя, не свою боль, не собственное мнение, не свои «я, я, я…», а сердце другого. Только с этого момента в нем начинает развиваться возможность слышать Господа;
  • Очень важно, чтобы человек научился ходить самостоятельно, чтобы путь к Богу не был насильственным, чтобы не Господь тащил нас за Собою;
  • В истинном, настоящем человеке, очищенном от греха, Господь восстанавливает те силы и возвращает те дары, которыми Адам обладал в раю. И тогда сам мир вокруг такого человека тоже приобретает подобие потерянного нами рая;
  • Каждый раз, когда мы делаем какой-то выбор, мы этот мир меняем: либо приближаясь ко Христу, либо, наоборот, удаляясь от Него;
  • Когда человек вдруг понимает, кто он на самом деле, если человек вдруг начинает видеть себя в правильном свете, это становится его новым, вторым рождением. И мир изменяется для него — теперь человеку есть куда идти;
  • Человеческая душа призвана приносить плоды любви, плоды веры, плоды добрых дел. Человек может получить от Господа много милости, понимания и помощи, но не для того, чтобы все это присвоить, но чтобы стать другим человеком, преобразиться и вернуть этот дар людям в знак Божественной любви. Но нередко он оказывается бесплодным, несмотря на все то, что Христос делает для него;
  • В каждую минуту нашей жизни, каждый день мы выбираем свою дорогу. Любой наш шаг — либо путь ко спасению, либо бегство от него. Всякий раз мы или поворачиваемся лицом ко Христу, или отворачиваемся от Него. Ежесекундно задействованы наша собственная воля и наша собственная совесть, определяющие наш выбор.

О Молитве

  • Когда человек начинает молиться, его сердце устремляется к Богу. Возносящиеся моления исходят не от ума, а именно от сердца. Молящийся часто просит невозможного в житейском смысле, но самого важного для себя и очень надеется быть услышанным. Надежды эти посрамлены не будут, потому что человек всегда услышан Господом, хотя сам далеко не всегда слышит Бога;
  • Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если молитвенное правило — средство, то оно должно помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее.

О Вере

  • Важен не столько больной человек, сколько всепобеждающие вера и любовь окружающих;
  • Многие стремятся приблизиться к Богу, чтобы получить от Него что-то свое. Каждый пытается к Нему прикоснуться, но получает желаемое почему-то только тот, кто это делает каким-то особенным образом. Именно вера, связанная с удивительным дерзновением, с самозабвением и даже с очень большим риском, Христосом поощряется и приносит замечательные плоды.
  • Бог, держащий в Своей руке власть над миром, употребляет ее с любовью, в ответ на человеческую веру;
  • Чудо никогда не происходит само по себе. Оно всегда — ответ Бога на подвиг веры. Чудо — это не фокус, не волшебство, а именно взаимодействие Бога и человека. Когда Господь совершает чудеса, это всегда отклик на человеческий подвиг, на человеческую веру, на человеческую жертву;
  • Если хочешь идти за Христом, ты должен себя потерять, ты должен полностью забыть о себе. Ты должен этим крестом себя перечеркнуть, как мы зачеркиваем лишний абзац в рукописи. Не беречь свою драгоценную жизнь, не трястись над ней, а полностью доверить ее в руки Божии, целиком отдать ее Господу и ни о чем другом уже не помышлять. Потому что если твой учитель — Сам Бог, если этот наставник — твой Отец, то разве ты можешь бояться чего-нибудь в этом мире? Разве ты можешь чего-нибудь лишиться? Разве может твой отец тебя не защитить, не сохранить тебя и не спасти? Но такая вера несовместима с поклонением инструкциям, потому что тот, кто живет по инструкциям, не в силах нести свой крест, не может поверить в то, что крест, как поет об этом Церковь, несет радость всему миру;
  • А что есть вера? Что мы понимаем под этим словом? К слову «вера» нетрудно подобрать однокоренные слова. Рассмотрим хотя бы два из них. Первое слово — «верность». Что это такое знает каждый: верность в супружестве, в дружбе, в отношениях с близкими… Любой из нас прекрасно понимает, что неверность, проявленная даже в мелочах, легко может стать причиной непоправимых житейских крушений, привести к разъединению и взаимному непониманию людьми друг друга. А вот наша неверность Богу проявляется буквально на каждом шагу, потому что нам кажется простительным в чем-то малом от Бога отступить, на время забыть о Нем. Но из этих «малостей» и состоит вся человеческая жизнь. Наша неверность в «малом» не позволяет нам сделаться теми, кого видит в нас Господь. Второе слово — «доверие». Именно доверие позволяет человеку от всего сердца сказать Богу: «Все мое — Твое!» — и уже ни о чем не заботиться, уже ни о каких чудесах более Господа не просить, потому что для него с этих пор все становится возможным. Если не сопутствуют нашей вере верность и доверие, то она немногого стоит. В этом случае мы — тот самый «род неверный», тогда мы — те самые люди, которые не могут осуществить в жизни ровным счетом ничего: не то что гору с места сдвинуть, но даже совладать с самым элементарным грехом, побороть хотя бы самую «невинную» привычку, быть до конца ответственным в делах. Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие;
  • Рано или поздно в жизни каждого человека, идущего за Христом, обязательно наступает такой момент, когда он вдруг чувствует свою полную оставленность и неизбывное одиночество. Он даже может подумать, что Господь от него отвернулся, что молитвы, которые он от всего сердца возносит к Богу, остаются неуслышанными. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего. Он никогда уже не бросит тебя, не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы. Все твои переживания означают только одно: Господь испытывает твою веру, учит тебя жить самостоятельно;
  • Верность человеческая проверяется в подвигах и испытаниях. О ком прежде всего мы станем думать в тяжелых обстоятельствах: о себе или о доверившихся нам людях? Так и наша верность Богу проявляется не в момент благополучия, не тогда, когда нам легко молиться, приятно ходить в храм, необременительно делать добрые дела, легко быть добрыми среди добрых. Наша верность Богу проявляется в самые сложные и трудные моменты, когда требуется самоотречение, самозабвение и настоящая жертва;
  • Сила нашей веры должна проявляться прежде всего в изменении нашей жизни. Мы должны становиться другими, и наша жизнь должна становиться другой. И люди, входящие в нашу жизнь, должны становиться иными, потому что мы имеем от Бога власть верой двигать горы. Разумеется, нас никто не призывает передвигать с места Кавказский хребет или Альпы. В этом нет никакой необходимости. Но разгребать завалы наших грехов мы обязаны. Мы должны снести все преграды, которые сами воздвигли своей нелюбовью, черствостью и гордыней.

О Любви и браке

  • Как Бог Отец любит Своего единородного Сына, точно так же Он любит всех, потому что Бог — есть любовь;
  • Человек, готовый подобно апостолам, раздавать другим дары, которые Господь ему дает, не задумываясь о себе, непрестанно умножает их. Этих даров хватит всем. Так и зарождается любовь, так и рождаются милосердие, сострадание и взаимопонимание — все, чем богата Церковь и к чему призван человек;
  • Господь заповедовал каждому возлюбить ближнего своего, как самого себя. Мы осознаем, что не в силах этого сделать, но когда все-таки начинаем,. несмотря ни на что, отдавать себя другим, то и любовь начинает в нас умножаться;
  • Человеку кажется, что он не умеет по-настоящему любить, хотя ему и заповедано любить Бога всем существом своим, а ближнего — как самого себя. Ведь слово «любить» означает для нас, прежде всего, быть любимыми. На самом же деле, наоборот, это значит делать то, чего делать зачастую совсем не хочется, творить дела любви, хотя это нелегко. Только в этом случае человек приобретает истинную любовь. Это — универсальное правило, относящееся и к таким нравственным категориям, как честность, справедливость, милосердие, которые лишь заложены в наши души, пребывают в зачаточном состоянии и в случае нашего бездействия могут и не развиться. И у человека отнимается то, что он имеет;
  • Сущность христианского брака как раз и заключается в настоящей, всепобеждающей любви. Любовь — сильнее смерти, любящий человек никогда не разрушит свое чувство и скорее принесет себя в жертву этой любви. Именно поэтому христианский брак основан на принципе нерасторжимости: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»;
  • Брак — не просто совместное ведение хозяйства и общая постель, к нему следует относиться с глубочайшим, благоговейным трепетом, ведь именно он хранит любовь, как величайшую драгоценность. Страшно не сохранить любовь, так же как страшно не удержать в руках и вдребезги разбить прекрасный сосуд исключительно из-за собственного легкомыслия;
  • Любовь не может руководствоваться какими-то правилами, любовь всегда больше, чем просто заповедь. Она нередко толкает человека на совершение весьма неожиданных и даже порой не вполне понятных поступков, если, конечно, это чувство — настоящее. Любовь — это и есть главная жертва, которую может принести человек, когда он способен забыть о себе и не заботиться о том, что ему может причитаться за исполнение каких-то предписаний;
  • Именно смирение, наша любовь ко Христу, наше стремление следовать за ним, куда бы Он ни шел, — как раз и есть выражение той самой силы и тех самых знаний, что позволяют и бесов изгонять, и недужных исцелять и даже, если мы что-то смертоносное выпьем, нам оно не повредит.

О грехах, зле, ненависти, гордыне и лжи

  • Если человек прислушивается к голосу совести, если он чуток к своему сердечному состоянию, он понимает, что вместе с ложью, злом, ненавистью и гордыней в его жизнь приходит и опустошение. Происходит это потому, что пропадает нечто главное, бесценное. Человек в этот момент теряет самого себя, теряет в себе образ Бога и Божье подобие, по которому сотворен каждый из нас;
  • Грех — есть истинная причина болезней. Именно личные грехи людей и приводят к бесконечному отчаянию, к неподвижности и, по сути, к смерти при жизни;
  • Нам зачастую кажется, что наши мелкие греховные привычки простительны, что они, в сущности, ровно ничего не значат. Именно через это «немножечко», через это «чуть-чуть» человеческие сердца и душа приобретают греховные навыки, совершаются прививки зла. Происходит это тоже незаметно — понемножку, по чуть-чуть, через самооправдание. Со временем «маленькое» зло приобретает столь сильную власть над человеком, что он уже не способен ему сопротивляться, и тогда «маленькая» греховная привычка вырастает в настоящую страсть, превращается в настоящие оковы, кандалы;
  • Нечистое привлекает к себе нечистое — так всегда в жизни бывает. Если какая-то нечистота завелась в человеке, то все его мысли, помыслы, поступки и желания всегда будут привлекать к себе со природную нечисть. И наоборот, человек очищенный будет всячески избегать грязи. Это — непреложный закон духовной жизни.

О пожертвовании

  • Подавать милостыню, как мы это часто делаем, или даже жертвовать крупные суммы людям, которые в них остро нуждаются — это по большому счету еще не значит — раздавать богатство, а скорее, наоборот — некое богатство приобретать. Потому что человек, протягивающий голодному кусок хлеба, одевающий нагого или предоставляющий кров бездомному приобретает в ответ на это благодарность, уважение и любовь. На самом деле жертвователь лишь меняет дно богатство на другое;
  • Материальное не может нанести ущерб нашим душам;
  • Очень многим кажется, что собственное сердце, собственную любовь к Богу можно заменить свечой, денежным пожертвованием, постом, исполнением молитвенного правила или какими-то внешними атрибутами. Но Христос говорит, что Богу в отличие от кесаря заплатить невозможно, потому что Он не ждет от нас ничего иного, кроме преданной сыновней любви;
  • Не нуждается Бог в деньгах. И драгоценные подношения Ему тоже не нужны. Христос наблюдает за тем, как люди жертвуют деньги ему, Сыну Божию. Они не знают того, что Он смотрит на них, заглядывая в самую глубину их сердец, так же как часто и мы не замечаем, что Господь всматривается в наши сердца в тот момент, когда мы хотим Ему угодить, хотим что-то для Него сделать. И вот оказывается, что сами по себе наши пожертвования Ему не нужны, потому что в душе человеческой доминируют какие-то совершенно другие мотивы, заставляющие его положить деньги в сокровищницу.

О совести

  • Совесть в человеке, даже еще не верующем — это все равно Божий призыв к человеку посмотреть на Него или, как поется в одной хорошей песне: «не прятать от Бога глаза»;
  • Каждый может прислушаться к своей совести, может сделать правильный выбор, все поменять, все лишнее отбросить, от всего отречься, оставшись лишь с правдой. Тогда и мир изменится. Это, наверное, самый главный подвиг, который христианин призван совершить.

О Крещении и кресте

  • «Крещение» — замечательное славянское слово, корень которого — «крест». Сейчас в нашей Церкви мы называем крещение «баней будущей жизни», которая, смывая с нас грех, как грязь, распахивает перед нами дверь в жизнь вечную;
  • Невозможно кардинально изменить себя и свою жизнь иначе, как с помощью Креста Господня. Не получится измениться, если Сам Господь Своим Крестом не спасет;
  • Многие не понимают, почему детей крестят в младенчестве, — ведь дети же неразумны, они не способны ответственно определиться в вере, не могут жить самостоятельной духовной жизнью. Поэтому не логичнее ли было бы отложить крещение до тех пор, пока дети не повзрослеют и сами не решат, нужно ли им то или не нужно, станут ли они христианами или нет? Однако Господь раз за разом повторяет: «Не мешайте! Не препятствуйте детям приходить ко Мне!». На самом деле готовность человека ко встрече с Богом отнюдь не определяется его физическим возрастом.

О Таинстве причащения

  • Величайшее Таинство, которое мы даже называем «Таинством таинств», — святую Евхаристию, Таинство причащения Тела Христа и Святой Крови. Церковь живет этим Таинством; все христиане почитают его необходимейшим условием своего спасения, освящения и соединения со Христом;
  • Господь оставил нам это Таинство не просто в качестве воспоминания о Своем земном бытии, о Своих страданиях и даже о Своем Воскресении из мертвых. Оно дано нам для самого главного. Смысл того, что Христос пришел на землю, был сформулирован одним из величайших богословов, епископом Афанасием Александрийским. Когда он говорил о воплощении Сына Божия, когда он говорил о том, зачем бесконечный, всесильный, всемогущий и неизреченный Сын Божий — второе лицо Святой Троицы, вдруг стал человеком и безмерно унизил Себя, приняв вид раба, святитель подчеркивал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Христос вочеловечился, взял нашу природу для того, чтобы мы, люди грешные, земные, ограниченные, ни к чему не способные, не могущие даже победить элементарный грех без помощи Божией, вдруг сделались бы подобными Ему. Если Он очеловечился, то мы должны обожиться, принять Его Божественную природу. Каким же образом человек может вернуть себе эту когда-то утраченную Божественную природу? Сам Господь дарует нам ее через причастие Его Тела и Крови, через приобщение, через непостижимое соединение с Ним. Под видом хлеба и вина на каждой Божественной литургии, совершаемой в Православной Церкви, любой верующий христианин причащается истинного Тела и истинной Крови Христовой. Это значит, что Его Божественное Тело становится нашим телом, а Его Божественная Кровь течет отныне и в наших жилах;
  • Господь щедро отдает нам Свою жизнь, а в ответ принимает нашу. Он делает нас Собой, он говорит нам: «Все Мое — твое!» Соединяясь с Богом, каждый из нас удивительным образом становится единым со всеми, кто так же, как и мы, соединяется с Ним. Все мы — братья и сестры, поскольку ведем свой род от Адама и Евы, но в этом великом Таинстве нашим Родителем становится Сам Бог, потому что в каждом из нас течет кровь Христова и каждый из нас теперь сопричастен Его Божественному Телу.

О посте

  • Пост — это цель или средство? Если пост становится конечной целью, то человек невольно делается его слугой, и тогда уже не Господь, не милость, не любовь, не заповеди Божии являются для него главными — на передний план перемещается формальное исполнение неких внешних предписаний. Человек при этом утрачивает главное. Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если пост — средство, если молитвенное правило — средство, то они должны помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее. Да-да, в том числе свободнее! И тогда человек — сам хозяин своего поста, сам хозяин своего молитвенного правила. Он, свободный и мыслящий, советуясь со своим духовным наставником, в соответствии с опытом Церкви может выбрать по силам и пост, и молитвенное правило, чтобы они помогали ему идти к Богу, а не становились препятствием на этом пути. Проблема многих состоит именно в том, что они не поняли: и пост, и молитвенное правило, и многие другие внешние установления, которые исторически сложились в Церкви, являются для нас лишь дорожными указателями, только подпорками, с помощью которых мы начинаем твердо стоять на ногах. Все предписания необходимы до тех пор, пока мы не сможем уверенно ходить за Христом;
  • Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие.

Об Ответственности

  • Очень многие и сегодня предпочитают следовать лишь инструкциям, потому что в этом случае не надо ни о чем думать, не надо ни о чем заботиться, не надо сопереживать. Ты выполняешь предписанное и ни за что больше не отвечаешь. Ответственность — не самое приятное для человека чувство… Многие люди в течение веков попытались сделать из христианства, из самой живой религии мира, религию законов и предписаний. Христос приходит к людям, но Великому инквизитору не нужен Христос, потому что Тот несет с Собой свободу, а Великий инквизитор — инструкции.

О прозрении

  • Духовно прозреть — значит разглядеть образ Божий в человеке, который нам мерзок, обнаружить в себе бездну отвратительных качеств, которые прежде мы не хотели замечать. Прозреть духовно — значит увидеть присутствие Божие даже в самых тяжелейших житейских обстоятельствах. Духовное прозрение дается человеку очень непросто и болезненно.

О Кончине века и Втором пришествии Христа

  • Вопрос о кончине мира или, как у нас привыкли говорить, о конце света постоянно занимает человечество. Кончина века — это начало новой жизни, как сказал один почитаемый священник. Он утверждал, что, хотя многие говорят о конце света, это будет не конец света, а конец тьмы;
  • К сожалению, второе пришествие Христа сегодня воспринимается людьми болезненно, потому что на самом деле они ждут вовсе не Его. Часто второе пришествие Христа воспринимается нашими современниками скорее как пришествие антихриста, которое их очень пугает. А вот апостолы и вообще настоящие христиане первых веков никогда не ждали антихриста. Они ждали только Господа, и для них Второе пришествие Христово было очень желанным. Они горячо молились о том, чтобы это пришествие совершилось как можно скорее;
  • Пришествие Господне по Его Слову будет сопровождаться катастрофами, войнами и предательствами, — теми страшными вещами, которыми наш мир наполнен и без того, о которых мы каждый день узнаем из новостей: землетрясения, цунами, локальные войны, террористические акты происходят едва ли не ежедневно, так же как в нашей жизни — семейные разлады. Все это — действительно грозные признаки того, что мир, в котором мы живем, сам себя обрекает на гибель. Не в том дело, что это — наказания Божии, которыми Он знаменует Свое Второе пришествие. Жизнь не по любви, жизнь не по Христу, жизнь, цель которой заключается лишь в том, чтобы удовлетворить собственные прихоти, утвердившись за счет других, не может не кончиться катастрофой. Она всегда будет провоцировать войны: сначала — в семьях, потом — в обществе, а затем и на мировом уровне. Мир, в котором мы живем и который был изначально создан Богом прекрасным и гармоничным, будет болезненно реагировать на ту неправду, которую сеет вокруг себя человек.

Об Антихристе

  • Первые христиане очень хорошо знали, что представляет собой антихрист, потому что «антихристов» в их жизни было очень много, они встречались буквально на каждом шагу. Каждый гонитель, каждый мучитель — он и был, по сути, антихристом. Мы тоже прекрасно понимаем, что и в нашей жизни хватает «антихристов», выступающих в роли Христа, в роли «спасителей человечества», в роли людей, несущих нам «новый мировой порядок», в роли желающих нас осчастливить в этой системе потребления. Все это — и есть антихристово царство, искажающее и подменяющее смысл человеческой жизни;
  • Антихрист — это значит тот, который приходит вместо Христа. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо». Вместо Христа, вместо истины, любви, правды, справедливости и милосердия нам подсовывают некий эрзац, нас пытаются обвести вокруг пальца и убедить, что вот это — и есть истина, вот это — и есть правда, вот это мы сегодня называем любовью, а вот это — свободой.

О физической кончине

  • Самое страшное и поистине самое неизведанное из того, что только может случиться и непременно рано или поздно произойдет в нашей с вами жизни, — это, конечно же, телесная, физическая смерть. Та смерть, о которой мы, в отличие от животных, знаем наперед, та, которую никому из нас избежать никак не получится, та, о которой мы не хотим задумываться и которую все время пытаемся отдалить от себя всеми силами, потому что поверить в то, что нам суждено умереть, человеку, пожалуй, действительно невозможно. Люди попросту не в состоянии до конца осознать неизбежность собственной смертности и именно поэтому столь ужасной для них оказывается кончина их близких. Она представляется им совершенно бессмысленной, но при этом жесточайшей реальностью, которую никак невозможно принять, с которой никогда невозможно согласиться;
  • Человеческая смерть — результат грехопадения, смерть — это порождение греха, неизбежная расплата за него. Человек стал смертным исключительно потому, что отошел от Бога, только из-за того, что он согрешил. Адам в своем первозданном, безгрешном состоянии не умер бы вовек: ему милостью и любовью Божией изначально было уготовано бессмертие. Однако Адам и Ева избрали иной путь — путь смертный…

О Царствии Небесном

  • Любой из нас должен приобрести опыт Царствия Небесного еще на земле, для того, чтобы в него войти;
  • Так что же такое Царствие Небесное? Как оно может оказаться на земле и тем более, внутри человека? Оказывается, только так быть и может, потому что, если человек уже здесь не научится жить по законам Царствия Божьего, он никогда в него не попадет. Он попросту не будет соответствовать тому миру, пока нам неведомому, непостижимому для нас, о котором все время свидетельствует Евангелие, и останется для него совершенно чужим. Приобретается оно через исполнение заповедей, через подражание Христу и через жизнь церковную. Причем под церковной жизнью следует понимать не бездумное исполнение каких-то внешних обязанностей, хотя сами по себе они тоже необходимы в качестве неких духовных ориентиров и подпорок, в качестве дорожных указателей, помогающих нам не сбиться с пути. По слову преподобного Серафима Саровского, смысл церковной жизни заключается, прежде всего, «в приобретении стяжания Святаго Духа», то есть Духа Божия;
  • Человек должен научиться жить жизнью Христа. Он должен быть похожим на Него. Это значит, что человек должен стараться говорить как Христос, слышать как Христос, видеть как Христос, поступать как Христос. Это — самое главное, чему мы должны научиться на земле, и если мы действительно пытаемся этому научиться, то уже здесь встречаемся с необыкновенной радостью Царствия Небесного, которая полностью нас наполняет и преображает;
  • Человек, стремящийся жить по законам Царствия Божия, непременно преображается и начинает нести на себе его печать;
  • Любой добрый поступок делает человека достойным милости Божией, ведь для Бога чужих нет и быть не может;
  • Вся христианская жизнь — это хождение по церковному кругу, — конечно же, очень важному, очень хорошему, очень нужному: от праздника к празднику, из поста в пост, от Пасхи до Пасхи… Ходить по кругу — еще не значит идти за Господом, неукоснительно исполнять заповеди недостаточно для того, чтобы стать настоящим христианином, а быть добрым и благочестивым человеком — не означает приблизиться к Царствию Небесному;
  • Идти за Христом — важнейшее предназначение в жизни христианина. Идти за Ним во что бы то ни стало — главный призыв, звучащий для всех нас. Если мы останемся только поборниками внешнего благочестия и усердными исполнителями заповедей, но не расслышим этого призыва или не откликнемся на него, двери в Царствие Небесное для нас не откроются. Если уж ты решился идти за Христом, не бойся ничего, потому что Богу все возможно и Он тебя не оставит!;
  • Советские карикатуристы примерно так изображали Царствие Небесное — рай в виде благоустроенного церковного санатория, куда могут попасть только «свои», где пациентам отпускаются целебные процедуры, где «все включено», где ангелы с утра до вечера услаждают слух приятной музыкой, а ты отдыхаешь в гамаке под пальмами под шум морского прибоя… К сожалению, именно так многие представляют себе жизнь вечную и сейчас. Но Христос лишает нас розовых иллюзий, утверждая, что рай — это отнюдь не то место, где люди продолжают жить по привычным и удобным им земным законам. Он говорит, что Царствие Небесное — это совершенно иное бытие, что там люди не заводят семей, не женятся и не выходят замуж, не рожают детей и не умирают, потому что все, что должно совершиться, совершится уже на этой земле и станет нашей подготовкой к Царству Небесному. Царство Небесное — это царство жизни, в Боге никто не умирает;
  • Чтобы быть рядом с Царствием Небесным: нам необходимо в какой-то момент просто услышать Бога, ощутить, как Его слова стучаться в наши сердца. Мы должны наконец осознать, что и для нас Царство Небесное — не за горами, если мы только слышим слова Господа.
Литература:
1. Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *