Термин «психомоторное развитие» состоит из двух понятий: «психо» — психика и «моторное» — двигательное. Маленький ребенок не умеет разговаривать, но об уровне его достижений можно судить по тем действиям, которые он способен совершить. С каждым месяцем жизни ребенок приобретает новые навыки, существует привязка этих навыков к возрасту по месяцам, однако все индивидуально для каждого малыша.
Новорожденный
- Много спит в позе эмбриона, прижимая ножки и ручки к туловищу;
- Хаотически двигает ручками, кисти сжаты в кулачки;
- При касании основания ступни одергивает ножку;
- На прикосновения к щечкам или губам отвечает проявлениями сосательного рефлекса, причмокиванием;
- При резком звуке вздрагивает;
- Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);
- Может быть периодическое косоглазие.
1 месяц
- Лежа на животе малыш пытается поднимать голову на несколько секунд, не удерживая ее;
- Ребенок может копировать простейшие движения взрослых — вытягивать губки, высовывать язычок;
- При обращении к нему открывает рот (ротовое внимание), прислушивается к голосу взрослого;
- Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним лицом взрослого, в основном на глазах;
- Появляется плавное прослеживание движущегося предмета на расстоянии 20-30 см;
- Замечает яркие предметы, может различать некоторые цвета, орнаменты, узоры;
- Пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг, обращает внимание на звуки и голоса. При резком звуке вздрагивает или мигает;
- Начинает гулить, издает отдельные звуки «гх» и «кх»;
- При прикосновении к щеке может улыбаться во сне.
2 месяца
- Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову;
- Может поворачиваться с бочка на спинку;
- Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете, длительное слежение за движущейся игрушкой или взрослым, на расстоянии 1 метр;
- Ищущие повороты головы при длительном звуке;
- Боль и дискомфорт выражает криком;
- Любит рассматривать лица близких, а так же контрастные черно-белые фигуры;
- Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
- В положении на спине ненадолго удерживает погремушку, его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше;
- На появление мамы реагирует фиксированным взглядом, мимолетной обаятельной улыбкой и оживленным движением;
- Произносит отдельные звуки, появляется «гуление».
3 месяца
- Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты;
- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (не менее 1 минуты);
- Удерживает голову в вертикальном положении тела на руках у взрослого;
- Может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот, пытается перекатываться от одного края кроватки к другому;
- При поддержке подмышками крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, пружиня ими;
- Находясь в вертикальном положении малыш может сосредоточить взгляд и следить за предметом 5-6 минут;
- Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается;
- Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над его грудью, любит захватывать игрушки и ощупывать их;
- Движения его ручек становятся свободными и целесообразными — он подносит предметы ко рту, гремит погремушками, засовывает свой большой пальчик в рот, рассматривает свои ручки в положении на спине;
- В ответ на общение с ним проявляется «комплекс оживления», малыш делает активные движения, улыбается и гулит при общении с симпатичными ему близкими или при появлении интересной игрушки;
- Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так;
- Гулит малыш уже на все лады, вступает в диалог;
- С удовольствием слушает музыку;
- Появляются различные виды крика, отражающие боль, голод, усталость.
4 месяца
- Лежа на животе хорошо держит голову, поворачивая ее в сторону звука или следя за движущимися предметами;
- Переворачивается с живота на спинку;
- Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы;
- При поддержке его за под мышки, опирается на кончики пальцев ног и слегка отталкивается;
- Находит глазами невидимый источник звука;
- Умеет проситься на руки взрослым, требовать внимания;
- Узнает мать (радуется). Узнает голоса близких. Увидев незнакомое лицо может испугаться или наоборот, заинтересоваться;
- Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления;
- Формируется бинокулярное зрение – малыш рассматривает игрушки на близком расстоянии, стоит показывать погремушки и побуждать ребенка самостоятельно брать их в ручку;
- Играет пальцами рук. Интересуется новыми игрушками, рассматривает, захватывает и ощупывает висящие игрушки, любит, когда с ним играют и общаются и проявляет недовольство, если игра прерывается;
- Издает громкие звуки, прислушиваясь. Он дольше гулит и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки;
- Громко смеется в ответ на обращение и если взрослый забавляет его. Свое недовольство выражает хныканьем.
5 месяцев
- Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук;
- Активно переворачивается с боку на бок, со спины на живот и с живота на спину;
- На спине может поднимать голову – начало попыток сесть;
- Присаживается, если потянуть за ручки;
- Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышками;
- Может удерживать бутылочку двумя руками;
- Пытается обратить на себя внимание. Перестает плакать, когда с ним разговаривают;
- С удовольствием рассматривает лица на картинках;
- Берет игрушку их рук взрослого. Удерживает ее в руке. Перекладывает игрушки из рук в руку. Уверенно тянет в рот игрушки;
- Отличает близких от чужих, по-разному реагирует на них;
- Начинает узнавать свое имя, реагирует на музыку;
- Узнает голос матери. Различает строгие и ласковые интонации обращенной к нему речи. Смеется, когда родители строят ему рожицы;
- Подолгу певуче гулит. Появляются согласные звуки: «ма», «ба», «па», много лепечет.
6 месяцев
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Лежа на животе, опирается только на одну руку, другая тянется к игрушке. Лежа на спине играет своими ногами, приподняв голову;
- Начинает совершать ползательные движения;
- Крепко держится за пальцы при потягивании в сидячее положение и пытается подтянуться вверх, чтобы сесть. Если посадить – удерживает позу с опорой на ручки;
- При поддерживании под мышки вытягивает ножки и «танцует» на носочках;
- Поднимается на ножки, если потянуть за руки;
- Любит обзор из полусидящего положения (из стульчиков, шезлонгов, колясок);
- Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки;
- Ест с ложечки, снимая пищу губами;
- По-разному реагирует на свое и чужое имя;
- Реагирует на выражение лица и некоторые жесты взрослого, умеет смеяться, хныкать, плакать;
- Ищет источник звуков;
- Находит наполовину спрятанные предметы перед ним;
- Начинает понимать многое происходящее вокруг. Постепенно усваивает понятие «причина-следствие»;
- Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается с ней, ощупывает поверхность всей ладонью. Перекладывает игрушку из рук в руку, поднимает выпавшую игрушку;
- Внимательно вслушивается в вашу речь;
- Произносит отдельные слоги (начало лепета). Маму он зовет «ма», а бабушку — «ба». Подолгу «разговаривает» сам с собой. «Воркует», издает радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.
7 месяцев
- Становится на четвереньки, некоторые детки пытаются ползать;
- Если поддержать под мышки начнет шагать;
- Может сесть на несколько минут, самостоятельно или с опорой на ручку;
- Тянется к своему отражению в зеркале и удивляется ему;
- Сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку;
- Движения становятся целеустремленными: умеет перекладывать предмет из руки в руку, поворачивать его в руках, проситься на ручки, протягивать руки маме и папе;
- Узнает свое имя, понимает смысл некоторых слов, различает интонацию взрослого;
- Старается привлечь к себе внимание определенными слогами и зовущими звуками. Сидя на руках у мамы, отслеживает глазами предметы или людей, которых мама назвала перед этим 3 раза (папа, баба);
- Эмоционально очень сильно привязан к матери, периодически испытывает страх при расставании с ней;
- Различает всех членов семьи;
- Игрушкой стучит, размахивает, бросает. Любит бросать игрушки и наблюдать за их падением, шуршать и рвать бумагу;
- Может вкладывать маленькие предметы в большие;
- На вопрос «Где?» находит взглядом или показывает пальчиком предмет, находящийся всегда в одном и том же месте;
- Понимает игру «Баюшки баю», участвует в игре в прятки с платком;
- Хорошо произносит разные звуки, повторяет слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «ва-ва-ва», «на-на-на», «ла-ла-ла» – элементы лепетной речи.
8 месяцев
- Сам садится, сидит и ложится;
- Встает на четвереньки или на ножки, держась за барьер, стоит и опускается;
- Переступает, держась за барьер;
- Учится ползать;
- Тянется на руки к взрослым;
- Улыбается своему отражению в зеркале, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового;
- Сам держит и ест корочку хлеба. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Любит баловаться за едой, пытаясь накормить маму;
- Умеет стаскивать носок с ноги;
- Игрушками занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками;
- Достаточно умело берет даже мелкие предметы, может вкладывать их в крупные, интересуется пирамидкой;
- Держа один кубик в руке, толкает по столу другой кубик, сбрасывает его на пол. Может найти упавший предмет;
- Поворачивает голову, ищет уже знакомые предметы или лица. Показывает пальчиком на предмет;
- Понимает запрет. Плачет и огорчается, когда мама уходит;
- На вопрос «Где?» находит несколько предметов, расположенных на постоянных местах;
- Подражает взрослым, понимает слова «Дай», «На»;
- По слову взрослого выполняет ранее освоенные действия (без показа), например: хлопает в «Ладушки», «Дай ручку», машет ручкой «Пока-пока» и т.д.;
- Громко, четко произносит и повторяет различные слоги.
9 месяцев
- Подолгу сидит, ползает, сам ложится, встает на колени и переворачивается;
- Некоторые дети учатся стоять и ходить при поддержке за ручки или опору, переходят от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками;
- Ползает по ступенькам. Вытаскивает игрушки из коробки. Ищет игрушку, спрятанную у него на глазах;
- Приплясывает под музыку (если дома поют и пляшут с ним);
- Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, ест пальцами;
- Срывает с головы шапку, помогает одевать себя, просовывает руки в рукава;
- Спокойно относится к усаживанию на горшок, т.к. демонстрирует готовность опорожниться;
- Реагирует на эмоции и мимику окружающих – смеется или плачет вместе с кем-то;
- Понимает сложные просьбы – «дай ручку», «возьми кубик», «кушай яблочко», «иди ко мне»;
- Знает свое имя. Ассоциирует «мама», «папа», «баба» с конкретными людьми;
- Плачет, если его ругают. Сердится, когда забирают игрушку. Смеется при появлении близкого человека;
- Начинает осваивать жесты, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет;
- Отталкивает вашу руку, испытывая недовольство, отворачивает личико и отрицательно качает головой: «нет, нет, нет»;
- Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств. Захватывает предметы «щепоткой» из 2 или 3 пальчиков, любит стучать предметами, играть с шумными или музыкальными игрушками;
- Ощупывает кончиками пальцев все дырочки и щели. Умеет рвать бумагу на клочки;
- Сам ищет спрятанный или упавший предмет. Играет в прятки — находит взрослого, спрятавшегося за мебелью;
- Отзываясь на просьбы, показывает у куклы глазки, носик, губки. Подает вам ложку, чашку, тарелку;
- Ударяет кубиком о кубик;
- Подражает взрослому, повторяя за ним слоги. Произносит большое количество слогов с буквой «а», могут появляться отдельные подражательные слова.
10 месяцев
- Может недолго стоять без опоры, делать самостоятельно несколько шажков, начать ходить при поддержке за ручки или опору;
- Садится на пол из положения стоя;
- Влезает на невысокие предметы и сходит с них;
- Может засовывать пальчики в отверстия;
- Открывает и закрывает двери;
- Узнает некоторые мелодии;
- Показывает любовь к близким, обнимает их. Понимает, когда с ним прощаются;
- Узнает и показывает некоторые детали в книжке или предметы;
- Поднимает предметы, удерживая их большим и указательным пальцами. Поднимает чашку двумя руками. Берет ложку за ручку;
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет освоенные действия: открывает, закрывает, вынимает, выкладывает предметы и т.д. По просьбе «Дай» находит и подает знакомые предметы. Понимает запрет;
- Мяч катает по полу в направлении, которое указал взрослый. Смотрит по направлению руки взрослого;
- Играет игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга;
- Называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами;
- Произносит много разных звуков и облегченных слов типа «на», «ав». Понимает смысл некоторых слов.
11 месяцев
- Ходит самостоятельно без опоры. Может передвигаться держась за коляску, каталку;
- Может залезть на диван, стульчик;
- Копирует действия и слова взрослых;
- Показывает рукой на предмет, который его интересует;
- Любит рассматривать картинки;
- Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения «Принеси», «Найди», «Отдай», «Положи на место» и т.д. Понимает слово «Нельзя»;
- Подбирает предметы двумя пальчиками – большим и указательным;
- Пытается подцепить пищу ложкой. Ест твердую пищу;
- При хватании кубика рука раскрывается соответственно размерам объекта;
- Находит игрушку под стаканчиком или в прикрытой коробке. Пытается достать игрушку из коробки. Часто умышленно сбрасывает игрушки со стола;
- Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по словесной инструкции взрослого: складывает кубики, снимает и надевает на стержень кольца с небольшими отверстиями;
- Умеет без конца повторять одни и те же действия, пытаясь что-то научиться делать;
- Сознательно произносит «папа» и «мама», обращается ко взрослым, пытаясь что-то объяснить на своем языке;
- Может проявлять признаки ревности и соперничества к другим детям;
- Легко подражает новым слогам. Произносит до 10 облегченных слов;
- Умеет в зависимости от ситуации вкладывать в облегченные слова разный смысл, заменяя ими целые предложения. Понимает разговор родителей о нем. Утвердительно кивает головой соглашаясь с вами «да, да, да».
12 месяцев
- Учится ходить самостоятельно с помощью взрослого, приседает без опоры и встает;
- Учится пользоваться ложкой и чашкой;
- Узнает многие предметы и картинки в книжке;
- Различает некоторые части тела;
- Узнает по фотографии знакомого взрослого;
- Реагирует на музыку — пытается подпевать;
- Целует маму. Машет рукой «пока, пока»;
- Подражает вашим действиям: дует на горячее, причесывается. Повторяет жесты, вызывающие смех взрослого. Хлопает в ладоши;
- Смотрит в зеркало и восхищается своим отражением, улыбается, играет с ним;
- Самостоятельно выполняет освоенные действия с игрушками;
- Подает взрослому игрушку и опускает ее. Захватывает «пуговицу» согнутыми большим и указательным пальцами. Может удержать в руке карандаш;
- Вкладывает предметы друг в друга, сортирует их по форме или цвету. Любит складывать предметы в коробки;
- Одной рукой хватает 2 кубика, двумя руками может взять одновременно 3 кубика;
- Пытается поставить один кубик на другой. Кладет кубики в коробку, а потом достает их оттуда. Снимает кольца с пирамидки, если взрослый показал, как это делается;
- На просьбу: «Принеси мне мяч» ищет, находит и приносит;
- Запас из 8-10 слов на «детском языке», учится более четкому произношению и новым словам;
- Звукоподражание людям, животным, технике;
- Налаживается контакт и игры с другими детьми.
Для развития ребенка очень важно общение со взрослыми. Именно от них он получает массу новой информации, а также узнает, как реагировать на неизвестные проявления окружающего мира – лающую собаку, проезжающую машину, других людей.