Что должен уметь ребенок. Психомоторное развитие.

Термин «психомоторное развитие» состоит из двух понятий: «психо» — психика и «моторное» — двигательное. Маленький ребенок не умеет разговаривать, но об уровне его достижений можно судить по тем действиям, которые он способен совершить. С каждым месяцем жизни ребенок приобретает новые навыки, существует привязка этих навыков к возрасту по месяцам, однако все индивидуально для каждого малыша.

 Новорожденный

  • Много спит в позе эмбриона, прижимая ножки и ручки к туловищу;
  • Хаотически двигает ручками, кисти сжаты в кулачки;
  • При касании основания ступни одергивает ножку;
  • На прикосновения к щечкам или губам отвечает проявлениями сосательного рефлекса, причмокиванием;
  • При резком звуке вздрагивает;
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);
  • Может быть периодическое косоглазие.

1 месяц

  • Лежа на животе малыш пытается поднимать голову на несколько секунд, не удерживая ее;
  • Ребенок может копировать простейшие движения взрослых — вытягивать губки, высовывать язычок;
  • При обращении к нему открывает рот (ротовое внимание), прислушивается к голосу взрослого;
  • Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним лицом взрослого, в основном на глазах;
  • Появляется плавное прослеживание движущегося предмета на расстоянии 20-30 см;
  • Замечает яркие предметы, может различать некоторые цвета, орнаменты, узоры;
  • Пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг, обращает внимание на звуки и голоса. При резком звуке вздрагивает или мигает;
  • Начинает гулить, издает отдельные звуки «гх» и «кх»;
  • При прикосновении к щеке может улыбаться во сне.

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову;
  • Может поворачиваться с бочка на спинку;
  • Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете, длительное слежение за движущейся игрушкой или взрослым, на расстоянии 1 метр;
  • Ищущие повороты головы при длительном звуке;
  • Боль и дискомфорт выражает криком;
  • Любит рассматривать лица близких, а так же контрастные черно-белые фигуры;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;
  • В положении на спине ненадолго удерживает погремушку, его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше;
  • На появление мамы реагирует фиксированным взглядом, мимолетной обаятельной улыбкой и оживленным движением;
  • Произносит отдельные звуки, появляется «гуление».

3 месяца

  • Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты;
  • Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (не менее 1 минуты);
  • Удерживает голову в вертикальном положении тела на руках у взрослого;
  • Может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот, пытается перекатываться от одного края кроватки к другому;
  • При поддержке подмышками крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, пружиня ими;
  • Находясь в вертикальном положении малыш может сосредоточить взгляд и следить за предметом 5-6 минут;
  • Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается;
  • Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над его грудью, любит захватывать игрушки и ощупывать их;
  • Движения его ручек становятся свободными и целесообразными — он подносит предметы ко рту, гремит погремушками, засовывает свой большой пальчик в рот, рассматривает свои ручки в положении на спине;
  • В ответ на общение с ним проявляется «комплекс оживления», малыш делает активные движения, улыбается и гулит при общении с симпатичными ему близкими или при появлении интересной игрушки;
  • Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так;
  • Гулит малыш уже на все лады, вступает в диалог;
  • С удовольствием слушает музыку;
  • Появляются различные виды крика, отражающие боль, голод, усталость.

4 месяца

  • Лежа на животе хорошо держит голову, поворачивая ее в сторону звука или следя за движущимися предметами;
  • Переворачивается с живота на спинку;
  • Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы;
  • При поддержке его за под мышки, опирается на кончики пальцев ног и слегка отталкивается;
  • Находит глазами невидимый источник звука;
  • Умеет проситься на руки взрослым, требовать внимания;
  • Узнает мать (радуется). Узнает голоса близких. Увидев незнакомое лицо может испугаться или наоборот, заинтересоваться;
  • Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления;
  • Формируется бинокулярное зрение – малыш рассматривает игрушки на близком расстоянии, стоит показывать погремушки и побуждать ребенка самостоятельно брать их в ручку;
  • Играет пальцами рук. Интересуется новыми игрушками, рассматривает, захватывает и ощупывает висящие игрушки, любит, когда с ним играют и общаются и проявляет недовольство, если игра прерывается;
  • Издает громкие звуки, прислушиваясь. Он дольше гулит и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки;
  • Громко смеется в ответ на обращение и если взрослый забавляет его. Свое недовольство выражает хныканьем.

5 месяцев

  • Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • Активно переворачивается с боку на бок, со спины на живот и с живота на спину;
  • На спине может поднимать голову – начало попыток сесть;
  • Присаживается, если потянуть за ручки;
  • Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышками;
  • Может удерживать бутылочку двумя руками;
  • Пытается обратить на себя внимание. Перестает плакать, когда с ним разговаривают;
  • С удовольствием рассматривает лица на картинках;
  • Берет игрушку их рук взрослого. Удерживает ее в руке. Перекладывает игрушки из рук в руку. Уверенно тянет в рот игрушки;
  • Отличает близких от чужих, по-разному реагирует на них;
  • Начинает узнавать свое имя, реагирует на музыку;
  • Узнает голос матери. Различает строгие и ласковые интонации обращенной к нему речи. Смеется, когда родители строят ему рожицы;
  • Подолгу певуче гулит. Появляются согласные звуки: «ма», «ба», «па», много лепечет.

 6 месяцев

  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Лежа на животе, опирается только на одну руку, другая тянется к игрушке. Лежа на спине играет своими ногами, приподняв голову;
  • Начинает совершать ползательные движения;
  • Крепко держится за пальцы при потягивании в сидячее положение и пытается подтянуться вверх, чтобы сесть. Если посадить – удерживает позу с опорой на ручки;
  • При поддерживании под мышки вытягивает ножки и «танцует» на носочках;
  • Поднимается на ножки, если потянуть за руки;
  • Любит обзор из полусидящего положения (из стульчиков, шезлонгов, колясок);
  • Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки;
  • Ест с ложечки, снимая пищу губами;
  • По-разному реагирует на свое и чужое имя;
  • Реагирует на выражение лица и некоторые жесты взрослого, умеет смеяться, хныкать, плакать;
  • Ищет источник звуков;
  • Находит наполовину спрятанные предметы перед ним;
  • Начинает понимать многое происходящее вокруг. Постепенно усваивает понятие «причина-следствие»;
  • Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается с ней, ощупывает поверхность всей ладонью. Перекладывает игрушку из рук в руку, поднимает выпавшую игрушку;
  • Внимательно вслушивается в вашу речь;
  • Произносит отдельные слоги (начало лепета). Маму он зовет «ма», а бабушку — «ба». Подолгу «разговаривает» сам с собой. «Воркует», издает радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.

7 месяцев

  • Становится на четвереньки, некоторые детки пытаются ползать;
  • Если поддержать под мышки начнет шагать;
  • Может сесть на несколько минут, самостоятельно или с опорой на ручку;
  • Тянется к своему отражению в зеркале и удивляется ему;
  • Сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку;
  • Движения становятся целеустремленными: умеет перекладывать предмет из руки в руку, поворачивать его в руках, проситься на ручки, протягивать руки маме и папе;
  • Узнает свое имя, понимает смысл некоторых слов, различает интонацию взрослого;
  • Старается привлечь к себе внимание определенными слогами и зовущими звуками. Сидя на руках у мамы, отслеживает глазами предметы или людей, которых мама назвала перед этим 3 раза (папа, баба);
  • Эмоционально очень сильно привязан к матери, периодически испытывает страх при расставании с ней;
  • Различает всех членов семьи;
  • Игрушкой стучит, размахивает, бросает. Любит бросать игрушки и наблюдать за их падением, шуршать и рвать бумагу;
  • Может вкладывать маленькие предметы в большие;
  • На вопрос «Где?» находит взглядом или показывает пальчиком предмет, находящийся всегда в одном и том же месте;
  • Понимает игру «Баюшки баю», участвует в игре в прятки с платком;
  • Хорошо произносит разные звуки, повторяет слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «ва-ва-ва», «на-на-на», «ла-ла-ла» – элементы лепетной речи.

8 месяцев

  • Сам садится, сидит и ложится;
  • Встает на четвереньки или на ножки, держась за барьер, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Учится ползать;
  • Тянется на руки к взрослым;
  • Улыбается своему отражению в зеркале, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового;
  • Сам держит и ест корочку хлеба. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Любит баловаться за едой, пытаясь накормить маму;
  • Умеет стаскивать носок с ноги;
  • Игрушками занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками;
  • Достаточно умело берет даже мелкие предметы, может вкладывать их в крупные, интересуется пирамидкой;
  • Держа один кубик в руке, толкает по столу другой кубик, сбрасывает его на пол. Может найти упавший предмет;
  • Поворачивает голову, ищет уже знакомые предметы или лица. Показывает пальчиком на предмет;
  • Понимает запрет. Плачет и огорчается, когда мама уходит;
  • На вопрос «Где?» находит несколько предметов, расположенных на постоянных местах;
  • Подражает взрослым, понимает слова «Дай», «На»;
  • По слову взрослого выполняет ранее освоенные действия (без показа), например: хлопает в «Ладушки», «Дай ручку», машет ручкой «Пока-пока» и т.д.;
  • Громко, четко произносит и повторяет различные слоги.

9 месяцев

  • Подолгу сидит, ползает, сам ложится, встает на колени и переворачивается;
  • Некоторые дети учатся стоять и ходить при поддержке за ручки или опору, переходят от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками;
  • Ползает по ступенькам. Вытаскивает игрушки из коробки. Ищет игрушку, спрятанную у него на глазах;
  • Приплясывает под музыку (если дома поют и пляшут с ним);
  • Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, ест пальцами;
  • Срывает с головы шапку, помогает одевать себя, просовывает руки в рукава;
  • Спокойно относится к усаживанию на горшок, т.к. демонстрирует готовность опорожниться;
  • Реагирует на эмоции и мимику окружающих – смеется или плачет вместе с кем-то;
  • Понимает сложные просьбы – «дай ручку», «возьми кубик», «кушай яблочко», «иди ко мне»;
  • Знает свое имя. Ассоциирует «мама», «папа», «баба» с конкретными людьми;
  • Плачет, если его ругают. Сердится, когда забирают игрушку. Смеется при появлении близкого человека;
  • Начинает осваивать жесты, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет;
  • Отталкивает вашу руку, испытывая недовольство, отворачивает личико и отрицательно качает головой: «нет, нет, нет»;
  • Действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств. Захватывает предметы «щепоткой» из 2 или 3 пальчиков, любит стучать предметами, играть с шумными или музыкальными игрушками;
  • Ощупывает кончиками пальцев все дырочки и щели. Умеет рвать бумагу на клочки;
  • Сам ищет спрятанный или упавший предмет. Играет в прятки — находит взрослого, спрятавшегося за мебелью;
  • Отзываясь на просьбы, показывает у куклы глазки, носик, губки. Подает вам ложку, чашку, тарелку;
  • Ударяет кубиком о кубик;
  • Подражает взрослому, повторяя за ним слоги. Произносит большое количество слогов с буквой «а», могут появляться отдельные подражательные слова.

10 месяцев

  • Может недолго стоять без опоры, делать самостоятельно несколько шажков, начать ходить при поддержке за ручки или опору;
  • Садится на пол из положения стоя;
  • Влезает на невысокие предметы и сходит с них;
  • Может засовывать пальчики в отверстия;
  • Открывает и закрывает двери;
  • Узнает некоторые мелодии;
  • Показывает любовь к близким, обнимает их. Понимает, когда с ним прощаются;
  • Узнает и показывает некоторые детали в книжке или предметы;
  • Поднимает предметы, удерживая их большим и указательным пальцами. Поднимает чашку двумя руками. Берет ложку за ручку;
  • Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет освоенные действия: открывает, закрывает, вынимает, выкладывает предметы и т.д. По просьбе «Дай» находит и подает знакомые предметы. Понимает запрет;
  • Мяч катает по полу в направлении, которое указал взрослый. Смотрит по направлению руки взрослого;
  • Играет игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга;
  • Называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами;
  • Произносит много разных звуков и облегченных слов типа «на», «ав». Понимает смысл некоторых слов.

11 месяцев

  • Ходит самостоятельно без опоры. Может передвигаться держась за коляску, каталку;
  • Может залезть на диван, стульчик;
  • Копирует действия и слова взрослых;
  • Показывает рукой на предмет, который его интересует;
  • Любит рассматривать картинки;
  • Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения «Принеси», «Найди», «Отдай», «Положи на место» и т.д. Понимает слово «Нельзя»;
  • Подбирает предметы двумя пальчиками – большим и указательным;
  • Пытается подцепить пищу ложкой. Ест твердую пищу;
  • При хватании кубика рука раскрывается соответственно размерам объекта;
  • Находит игрушку под стаканчиком или в прикрытой коробке. Пытается достать игрушку из коробки. Часто умышленно сбрасывает игрушки со стола;
  • Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по словесной инструкции взрослого: складывает кубики, снимает и надевает на стержень кольца с небольшими отверстиями;
  • Умеет без конца повторять одни и те же действия, пытаясь что-то научиться делать;
  • Сознательно произносит «папа» и «мама», обращается ко взрослым, пытаясь что-то объяснить на своем языке;
  • Может проявлять признаки ревности и соперничества к другим детям;
  • Легко подражает новым слогам. Произносит до 10 облегченных слов;
  • Умеет в зависимости от ситуации вкладывать в облегченные слова разный смысл, заменяя ими целые предложения. Понимает разговор родителей о нем. Утвердительно кивает головой соглашаясь с вами «да, да, да».

12 месяцев

  • Учится ходить самостоятельно с помощью взрослого, приседает без опоры и встает;
  • Учится пользоваться ложкой и чашкой;
  • Узнает многие предметы и картинки в книжке;
  • Различает некоторые части тела;
  • Узнает по фотографии знакомого взрослого;
  • Реагирует на музыку — пытается подпевать;
  • Целует маму. Машет рукой «пока, пока»;
  • Подражает вашим действиям: дует на горячее, причесывается. Повторяет жесты, вызывающие смех взрослого. Хлопает в ладоши;
  • Смотрит в зеркало и восхищается своим отражением, улыбается, играет с ним;
  • Самостоятельно выполняет освоенные действия с игрушками;
  • Подает взрослому игрушку и опускает ее. Захватывает «пуговицу» согнутыми большим и указательным пальцами. Может удержать в руке карандаш;
  • Вкладывает предметы друг в друга, сортирует их по форме или цвету. Любит складывать предметы в коробки;
  • Одной рукой хватает 2 кубика, двумя руками может взять одновременно 3 кубика;
  • Пытается поставить один кубик на другой. Кладет кубики в коробку, а потом достает их оттуда. Снимает кольца с пирамидки, если взрослый показал, как это делается;
  • На просьбу: «Принеси мне мяч» ищет, находит и приносит;
  • Запас из 8-10 слов на «детском языке», учится более четкому произношению и новым словам;
  • Звукоподражание людям, животным, технике;
  • Налаживается контакт и игры с другими детьми.

Для развития ребенка очень важно общение со взрослыми. Именно от них он получает массу новой информации, а также узнает, как реагировать на неизвестные проявления окружающего мира – лающую собаку, проезжающую машину, других людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *