История ароматерапии

 

Хотя ароматерапия воспринимается сейчас как новый метод лечения, практика по использованию ароматов в исцелении и религиозных церемоний отслеживается тысячелетия назад. Ароматерапия имеет богатую событиями и наполненную таинственностью историю, с которой следует ознакомиться, чтобы лучше понять и оценить, какую роль играли и играют ароматы в жизни человека.

Растения использовались в медицине уже на заре истории человечества. Первобытные люди для выживания полагались только на свои инстинкты. Следуя своему обонянию и накапливая опыт, они обретали знания о том, что некоторые растения обладают способностью вылечивать недомогания и болезни. Когда животные заболевают, они инстинктивно ищут растения, способные облегчить страдания и вылечить их.

Ранние цивилизации

В пещерах Ласко во французской провинции Дордонь есть наскальные рисунки, изображающие способы использования растений для оздоровления и лечения. Археологи предполагают, что рисунки имеют возраст 20 тысяч лет.

Керамический дистиллятор, которому, по мнению специалистов, не менее 5 тысяч лет, хранится в музее Тазила в Пакистане. Вероятно, его использовали для приготовления ароматических жидкостей и, может быть, даже для получения эфирных масел. Как полагают, дистиллятор принадлежал древним цивилизациям индусов или арабов. Находка вызывает к себе большой интерес, тем более что считалось, будто дистилляцию изобрели всего тысячу лет назад. Других свидетельств использования дистилляции в период между пятым и первым тысячелетиями до н. э. нет. Значит, 5 тысяч лет назад древние цивилизации могли быть гораздо более развитыми, чем думали раньше.

На клинописной табличке, найденной в Шумере, упоминаются мирт, чабрец, смола деревьев, а также описаны способы использования растительных лекарств. В древнейших письменных памятниках Вавилона (XI век до н.э.), который унаследовал знания и культуру шумеров, встречается уже немало сведений о различных растениях и способах их использо­вания для лечения разнообразных недугов. Уже древними вавилонянами было отмечено, что солнечный свет отрицательно сказывается на лечебных свойствах растений и их следует сушить в тени. Это правило, как вы знаете, сохранилось до наших дней.

Затем Вавилон покоряют ассирийцы, сохраняя все лучшие научные и культурные ценности Древней Ассирии, а их знания, в свою очередь, заимствуют египтяне, жизнь которых была просто пропитана волшебными ароматами благовоний.

Древний Египет

Считается, что именно Египет является прародительницей искусства ароматерапии. Окуривание благовониями проводилось повсеместно: в храмах, дворцах и даже в самых бедных домах. Во время важнейших празднеств на городских площадях использовались особые ароматические вещества. В обычные же дни курились ароматические благовония, определяемые по своему назначению как утренние, полуденные, вечерние. Так, по дошедшим до нас сведениям, в полдень, когда воздух слишком наполнялся испарениями земли, египтяне практиковали окуривание миррой. На заходе же солнца — благовонием, состоящим из 16 ингредиентов: пахучего тростника, можжевельника, кипариса, мирры, ладана, шалфея, мяты, розмарина, шафрана, кардамона, мха и т. д. Приготавливая это благовоние, растительные травы настаивали сначала на меду и вине, а затем добавляли в канифоль или битум.

Слава египетских жрецов в области использования ароматов была настолько велика, что многие мудрецы и целители из разных стран шли в Египет за знаниями. Именно священники прописывали лекарства и только они знали всю силу масел, которую они также использовали для формирования настроений во время религиозных церемоний. Египтяне очень хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции. У каждого фараона имелось множество различных духов, созданных именно для него. Они предназначались для подъема настроения, устранения нервозности, усиления полового возбуждения, успокоения, а на случай войны — создания агрессивного настроения. Духи и религия имели тесную связь. Египтяне украшали своих богов ароматическими маслами, иногда их статуи намазывали благовониями. Например, мирра посвящалась луне, а ладан — богу солнца Ра.

Масла в то время в основном получали не выгонкой, а путем помещения ароматических растений или смоляных ходов в животный жир, который затем выставлялся на солнце и пропитывался ароматами, или же путем помещения растительного материала в оливковое или кунжутное масло.

Легендарная Клеопатра, которая вовсе не была красавицей, очевидно, знала об усиливающих половое влечение свойствах масел и соблазнила Антония после ванны с жасмином в своей комнате, усыпанной лепестками роз. Состоятельные египтянки после бани с удовольствием принимали процедуры ароматического массажа. Девушки-рабыни наносили на кожу пациенток омолаживающие ароматические масла. Кедровое масло пользовалось особым успехом. Египтянки знали даже о контрацепции. В качестве спермицидов применяли особые смеси ароматических веществ, вводя их в вагину.

Долина Нила получила название «колыбель медицины». Египтяне специально ввозили и разводили у себя самые экзотические растения со всего мира. Очень известными были египетские ботанические сады, в которых произрастали растения даже из таких далеких стран, как Китай и Индия. Сюда привозили и выращивали такие лекарственные растения, как кедр атлантический, коричное дерево, ладан, мирру. Когда начался исход евреев из Египта в Израиль, около 1250 года до н. э., они захватили с собой много ценных смол и масел. В Ветхом и Новом Заветах Библии есть многочисленные ссылки на масла, и среди них: аировое, кассийное, коричное, иссоповое, оливковое. Новорожденному Иисусу Христу волхвы преподнесли в дар ладан и мирру.

Александрия была великим хранилищем знаний древнего мира. Ее знаменитая библиотека содержала в себе почти миллион работ. Однако после пожара было уничтожено почти 90 % знаний о древнем мире. Несмотря на это, сохранившиеся папирусы по алхимии помогают нам понять благоговейное отношение египтян к ароматическим веществам. Они считали благовония, косметику и душистые масла вещами, дарующими жизнь.

Завершая рассказ о Египте, остается только добавить, что ароматам, занимавшим столь важное место в жизни этого народа, отводилась не менее значимая роль и в питании. Их вина и продукты были ароматизированы. Тмин, корица, анис, как способствующие своим ароматом пищеварению, добавлялись в хлеб. Лук, чеснок, благодаря своим возбуждающим и антибактериальным свойствам, входили в группу главных продуктов питания. Во время пиров на всех столах лежали головки с чесноком; его давали также рабам, строившим пирамиды, чтобы никакая болезнь не помешала важной работе по возведению гробницы их фараона.

Индия

В Индии растения и вытяжки применяют по крайней мере уже с третьего тысячелетия до н.э. Старейшая система врачевания в Индии носит название Аюр-веда. Она использует много различных техник массажа, воздействие на чувствительные точки, ароматические вещества. Одна из старейших индийских книг о растениях — Веды содержит упоминание о базилике, корице, кориандре, имбире, мирре, сандаловом дереве.

В самом древнем священном писании Индии, в Шримад Бхагаватам, есть такое описание: «Когда Господь Кришна входил в город, слоны из хоботов обрызгивали душистой водой все дороги, улицы и аллеи Хастинапуры… все жители собирались там и здесь, умащенные ароматическими маслами. Каждый дом был оснащен сотнями светильников. Внутри домов курились душистые благовония, и дым выходил из окошек, наполняя воздух приятным ароматом».

В индийской «Рамаяне», написанной примерно за 200 лет до нашей эры, говорится, что среди прочих жителей, встречающих царя Раму, были парфюмеры и производители курительных свечек.

Рецепты изготовления благовоний в Индии (так же, как и в Египте) были известны лишь посвященным, имеющим право на особое тайное и сокровенное знание о Боге, о Душе, о диалоге с Богом — молитве. В Индии храмы строились из сандалового дерева, обеспечивая дезинфекцию помещения. До сих пор благовония являются неотъемлемой частью в ритуалах при богослужении в Индии, а также используются в терапевтических целях. До наших дней сохранился обычай окуривать помещение перед отдыхом специальными успокаивающими ароматами пачули, ладана и лаванды.

Древняя Греция

Греки научились применять ароматические вещества у египтян и были следующей великой цивилизацией, признававшей главенствующее значение растительной медицины и ее ароматических свойств. Греки продвигали эти знания вперед, изучая медицинскую ценность растений, совершенствуя умение вымачивания цветочных лепестков в маслах-носителях, таких как оливковое масло, для медицинского и косметического применения.

Особенно популярны были в Древней Греции роза, фиалка и мирра. Руки афинских женщин пахли мятой, а аристократы после еды омывали руки в лавандовой воде. В Греции появляются и первые парфюмеры — «винокуры мазей», составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, аниса, корицы… Многие из этих сочетаний применяются и сейчас в духах и одеколонах, которыми пользуемся мы.

Греческие врачи, такие как Гиппократ, Гален и Диоскорид, внесли свою лепту в развитие мира, написав ряд трудов и проведя исследования по растениям. Многие из их открытий были подтверждены исследованиями уже в этом столетии.

Самый знаменитый из греков, конечно, Гиппократ (460—370 годы до н. э.), его называют отцом медицины. Он был сторонником целостной системы лечения (то есть сторонником устранять причины болезней, а не только бороться с симптомами, использовать естественную способность тела к самооздоровлению) и рекомендовал ежедневные ароматические бани и массаж. Гиппократ был знаком с антибактериальными свойствами определенных растений и однажды, во время чумы в Афинах, умолял людей жечь эти растения на улицах, чтобы ароматические благовония защищали их.

Греческий врач Асклепиад (128—156 годы до н. э.) верил в «легкие» виды терапии, такие, как купание, массаж, музыка, ароматы, вино. Он выступал против слабительных и рвотных средств, очень популярных в то время. Теофраст, знаменитый греческий ботаник, ратовал за использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Благодаря этому он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы.

Гален, врач гладиаторов, обнаружил, что при смешении растительного масла, воска и воды получается крем, освежающий и сохраняющий кожу пластичной. Фактически, он первым создал кольдкрем. Греческие солдаты, отправляясь на битву, возможно, брали с собой «аптечку» — небольшой мешочек с миррой, помогавшей залечивать раны.

Другой известный грек Мегаллус создал эффективный препарат, содержавший кассию, корицу, мирру. Препарат получил название «Мегалейон» и был известен во всей Греции. Он использовался не только как духи, но и в медицинских целях. Имея в своем составе много мирры, он уменьшал воспаление кожи и залечивал раны.

Во время больших религиозных празднеств там также курился фимиам. Одежда, продукты и вина были ароматизированы. Масла, мази, помады пользовались огромной популярностью.

Древний Рим

Римляне, следуя влиянию египтян, создали процветающую парфюмерную промышленность. Они очень любили ароматические масла, мази, помады, духи. Умащали душистыми веществами свои волосы, тела, одежды, постели, даже военные флаги и стены своих домов. Римские проститутки обильно пользовались духами. Чтобы создать у гостей жизнерадостное настрое­ние, в Древнем Риме было принято обрызгивать ком­наты мятной водой. А студентам, чтобы активизиро­вать работу мозга, рекомендовали во время занятий носить на голове венки из мяты. Во время эпидемий на улицах Древнего Рима разводили костры и сжи­гали траву лаванды. Римских парфюмеров было очень много, и они занимали определенную часть в городе. В Капуа, городе, известном своей роскошью, они занимали целую улицу.

Излюбленными в применении были розы, из которых готовили розовую воду в огромных количествах. Лепестками роз, слоями в несколько дюймов, устилали полы дворцов. Комнаты в золотом дворце Нерона покрывались ковром из ле­пестков роз высотой до 10 см. В потолках залов двор­ца были устроены специальные приспособления, из которых падали цветы и их лепестки.

Римляне использовали 3 вида душистых веществ: твердые мази, пахнущие масла и порошки, используя для них почти все известные цветы от розы до нарцисса. Из масел самым известным было шишинум, которое делалось из меда, корицы, мирры и шафрана. Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что в 65 году вышел закон, запрещавший простым гражданам использовать масла корицы, ладана, лавра и можжевельника. Объяснялось это опасением, что ароматического материала может не хватить для жертвоприношений богам.

Большое внимание уделялось полезности приема ванн. Богатые и светские люди строили в своих домах пышные банные палаты, в которых можно было проводить званые вечера, люди наслаждались продолжительными ритуалами купания в теплой воде. Они использовали такие масла, как лаванда, для придания благоухания воде, а затем, после приема роскошных ванн, следовал массаж, тоже с применением благовонных масел. Также они осуществляли то, что сегодня известно под техникой эффективного удаления грязи и мертвых кожных клеток. Смесью пемзы с оливковым маслом растирали все тело, затем при помощи узкого скребка, лопаточки, удаляли полученную смесь с кожи, оставляя ее мягкой и чистой. Простые смертные, ясное дело, ходили в городские бани.

Идя на бой, римские легионеры брали с собой мирру для залечивания ран. Знания о целебных свойствах растений распространялись повсеместно по всей разрастающейся империи. Куда бы ни направлялись римляне, они собирали и сажали семена растений. В Британии, например, сажали петрушку, шалфей, сладкий укроп, розмарин, тимьян.

Иудея

О широком использовании иудеями ароматических веществ в библейские времена свидетельствуют многочисленные указания, содержащиеся в Священном Писании. Наиболее известными были мирра, ладан, нард, корица, алое и кассия, ввозимые большей частью в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, намащивания тела, врачевания.

Из дерева корицы, воспевавшегося в священном саду Соломона, готовили порошок, входивший в состав священного благовония, которым помазывались священные лица и сосуды. С этой же целью использовалась мирра. В Евангелии от Марка упоминаются и другие благовония, которые использовались для возлияния на голову и помазания ног дорогих гостей. Мирра была одним из даров восточных волхвов, приходивших на поклонение к младенцу Иисусу.

Китай

Китайские алхимики развили свою систему траволечения. Они также были озабочены поисками ключа к бессмертию и экспериментировали с запахами растений. Они считали, что в эфирной субстанции запахов заключены магические силы и души растений. Поэтому многие растения они использования для «переговоров с Богами» в той или иной ситуации. В домах богатых китайцев существовала специальная ком­ната для приема родов, в которой жгли полынь, что­бы умилостивить богов и помочь роженице рассла­биться. Дети носили на шее мешочки с камфарой, которая активизировала работу мозга и защищала от болезней.

Еще 5 тысяч лет назад китайцы использовали съедобные травы и тростник, росшие вдоль берегов Хуанхэ, в гигиенических целях. Лечение травами и ароматами китайские врачеватели сочетали с массажем и акупунктурой. Самый ранний справочник по травам был составлен императором Шен Нунг. «Великий травник» (1000-700 лет до нашей эры) содержит около 350 наименований лекарственных растений и препаратов. Императору Хуанди приписывают создание книги «Классическая внутренняя медицина желтой империи» (2650 год до н. э.). В этой работе есть несколько ссылок на ароматические лекарственные средства и массаж, и здесь же описаны основы акупунктуры.

Упадок и расцвет ароматерапии благодаря арабам

После падения Римской империи использование благовоний и ароматических веществ пришло в упадок. Трактаты и книги по благовониям попали в арабский мир. Арабский ученый, врач Авиценна, вновь открыл дистилляцию растительных веществ. Примитивная дистилляция существовала и до него, но Авиценна усовершенствовал процесс, удлинив охлаждающую трубку и свернув ее змеевиком. Это значительно повысило эффективность процесса конденсации пара и получения эссенции. Таким образом появилась розовая вода, широко используемая и в наши дни в странах Среднего Востока, особенно в кулинарных целях. Персы вывозили ее в Китай, Европу, Индию. Для изготовления духов применяли розы, лилии, нарциссы, фиалки.

Арабы впервые применили хорошо сегодня известный мускус, который оказался прекрасным фиксатором эфирных масел, обеспечивая устойчивость аромата. И именно арабы ввели для использования в медицине, кулинарии и парфю­мерии многие хорошо известные ныне растения: сандал, гвоздику, мускатный орех, камфару, кас­сию и другие.

За всю жизнь Авиценна написал почти 100 книг. Самая известная из них — «Канон врачебной науки». На эту работу ссылались как на стандарт знаний многие медицинские школы в течение 500 последующих лет, вплоть до середины XVI века. Авиценна упоминал о многих эфирных маслах: ромашковом, коричном, укропном, мятном.

Между Западом и Востоком стали процветать торговые пути, специи и ароматические вещества привозились в Европу с Востока, сандаловое дерево — из Индии. Арабская парфюмерия стала очень популярной. Если римляне завезли семена многих растений в зарубежные страны, то крестоносцы привезли к себе домой экзотические благовония и эфирные масла, а также знание того, как их получать. Только теперь по-настоящему началась торговля эфирными маслами. Торговали главным образом корицей, сандалом, камфорой, бензойной смолой, мускусом, ладанником, позже ладаном и миррой.

Средневековье

Во времена средневековья использование трав и ароматических масел было широко распространено. При изготовлении пищи обильно использовали травы и специи, не только для усиления вкуса, но и для маскирования вкуса испорченного мяса. Также было широко распространенным знание о медицинских и антисептических свойствах растений.

В больших, богатых домах оборудовали комнату с перегонным кубом — ее всегда делали несколько в стороне от основного строения специально для работы с травами и растениями (с которыми работать, должно быть, было одно удовольствие). Именно здесь были изобретены основные ароматические рецепты мазей, сильных травяных настоек и основных медицинских микстур. В тканевые мешочки помещали сухие травы, которые затем располагали между бельем и одеждой как средство борьбы с молью. Матрасы и подушки набивали травами и цветами со сладким ароматом.

На этажах располагали растения лаванды, иссопа, тимьяна и мяты, чтобы заглушить сильные запахи, возникавшие из-за отсутствия водопровода и канализации и недостаточной личной гигиены. В случае возникновения опасности заболевания вокруг дома вывешивались связками такие сильнодействующие травы, как тимьян и розмарин, или же их сжигали, понимая, что до тех пор, пока будут держаться благоухания, заболевания вряд ли смогут проявиться. Средние века ныне печально известны теми антисанитарными условиями, в которых жило большинство людей. Ароматические масла использовались не только для удовольствия и обеспечения чистоты — нередко они оказывались единственным способом для борьбы с недугами и болями.

В XVI веке было написано много книг о дистилляции, особенно в Германии. Широко распространена была алхимия — мистическая наука о превращении простых металлов в драгоценные с помощью философского камня. Швейцарский врач и алхимик Парацельс в XVI веке написал «Большую хирургическую книгу». Он утверждал, что задача алхимии не превращать простые металлы в золото, а, напротив, развивать медицину, особенно применение лекарственных растений.

В 1597 году немец Брауншвейг опубликовал свою книгу «Neue Vollkommen Distillierbuch» («Новую полную книгу о дистилляции»), в которой упоминалось о 25 эфирных маслах.

На протяжении всей эпохи Возрождения эфирные масла применяли очень широко, а ботаника была частью развивающейся медицины.

Европа

Использование ароматических веществ пришло в Европу с норманнскими завоевателями, которые принесли с собой обычай усыпать пол пахучими растениями, чтобы бороться с такими паразитами, как блохи, вши, и для профилактики болезней. Благовония, масла, духи попали в Европу в XII веке вместе с крестоносцами, которые почерпнули свои знания у арабов.

В средние века чума, ставшая бичом всех людей, унесла примерно от трети до половины населения Европы. В этот период всем советовали собирать ароматические цветы, коренья и, высушив, носить при себе, а также сжигать в домах и на улицах. Считалось, что окуривание воздуха разрушает «дух» смертельной болезни, которая витает в воздухе.

Во время Великой Чумы ароматические костры жгли по всему городу каждые 12 часов. Огромные костры из сосны и деревьев давали едкий дым, и он был наиболее эффективным. Ароматические свечи горели в больницах. Каждое ароматическое средство, известное тому времени, было задействовано против Черной Смерти. Отмечен интересный факт, жители английского поселка Буклесбэри в XVIII веке спаслись от мора благодаря тому, что посе­лок был центром производства и торговли лавандой. Лаванда — надежнейшее антимикробное средство. Воздух, насыщенный эфирными маслами лаванды, обладает сильными дезинфицирующими свойства­ми. Известно также, что французские средневековые парфюмеры, а также рабочие парфюмерных фабрик редко страдали от эпидемий холеры и туберкулеза, которые носили в то время чуть ли не повальный характер.

Древняя Русь

О появлении ароматических веществ на Руси говорят хозяйственные записи русских царей. В них говорится, что «ароматы изготавливаются в царской аптеке и сберегаются в серебряных и золотых ароматницах». Рецепты ароматов держались в тайне, но известно, что в их состав входили розовая вода, серая амбра, настои трав.

Окуривания и примитивные ингаляции с давних пор использовались при различных заболе­ваниях и известны во многих странах мира. Не была исключением и наша страна. И самый простой при­мер — русская баня. Листья веников, которые ис­пользуются в парилках, особенно молодые, выделя­ют множество фитонцидов — целебных летучих веществ.

На Руси по утрам парились вениками из рябины и полыни, и аромат этих растений заряжал тело бод­ростью и здоровьем. Кроме того, считалось, что запа­хи рябины и пижмы активизируют деятельность го­ловного мозга, а полынь увеличивает силу сокраще­ния мышц, поэтому беременным женщинам было запрещено иметь дело с полынью. А старинный обы­чай париться березовыми вениками сохранился и до наших дней.

В русских аптеках XIX века продавались кури­тельные свечи, содержащие уголь, смолы и травы и обладающие высокими антимикробными свойст­вами. Этими свечами дезинфицировали помещение, в которых находился больной. Широко применя­лись и ингаляции парами скипидара.

В конце XIX века русский врач В. А. Манассеин предложил применять для борьбы с болезнями возду­холечение с применением некоторых запахов, но под­держки у современников он не нашел. В 30-е годы XX века советский врач А. А. Кюнцель одним из пер­вых стал применять при невротических состояниях ароматические ванны с сосновым и валериановым экстрактами. В ходе лечения у больных повышалось настроение и улучшался аппетит.

Революция в медицине и упадок в траволечении

После XVII века популярность траволечения пошла на убыль. В ХIХ веке в медицине произошла революция — началось создание лекарственных препаратов нового поколения. Химики раскрыли способ быстрого и дешевого синтезирования многих эквивалентов целебных трав и растений. Практически каждый натуральный препарат приобрел своего «химического двойника». Таким образом, появилась современная отрасль — фармацевтика, и по мере развития медицины на лечение травами стали смотреть все более и более подозрительно. И хотя врачи продолжали использовать эфирные масла до самого конца девятнадцатого века в качестве своего обычного медицинского арсенала, интерес к ним с точки зрения общей медицины начал угасать. Эфирные масла перестали использовать даже в парфюмерии, так как были синтезированы более дешевые химические аналоги.

Тем не менее, исследования свойств эфирных масел продолжались. Первое документированное исследование их антисептических свойств было проведено в Париже в 1887 г. д-м Чемберлендом. Он подтвердил, что эфирные масла способны уничтожать переносимые воздухом вирусы, бактерии и грибки, распыленные в воздухе. К сожалению, несмотря на эту важную информацию, врачи и химики того времени стали предпочитать новые виды синтезированных лекарств.

Возрождение ароматерапии

К началу двадцатого века эфирные масла, несмотря на то, что века практического их использования бесконечное число раз подтверждали их ценность, были заброшены на лабораторные полки. Однако интерес к эфирным маслам вновь появился также в лаборатории.

Возрождение ароматерапии произошло благодаря счастливой случайности. Французский химик Р. Гаттефоссе, занимавшийся парфюмерным бизнесом, однажды при взрыве в лаборатории сильно обжег руку. Он тут же погрузил ее в оказавшуюся рядом жидкость, ею была лавандовая эссенция, которая по случайности оказалась под рукой. К его изумлению, ожог зажил очень быстро, не оставив следов. Заинтересованный Гаттефоссе занялся изучением целительных свойств эфирных масел. Во время 1-й мировой войны он испытывал масла на своих пациентах в военном госпитале и получил прекрасные результаты, используя ромашковое, тимьяновое, лимонное масла. Именно Гаттефоссе и ввел термин «ароматерапия» — лечение ароматическими маслами. В 1937 г. он опубликовал книгу под названием «Ароматерапия» — это название открыло целую новую эпоху для эфирных масел.

Вдохновленный исследованиями Гаттфосса, военный врач французской армии Джон Волне начал свои собственные клинические исследования, используя эфирные масла в качестве антисептиков для солдат, которых он лечил во время индо-китайской войны. Результаты его настолько потрясли, что в дальнейшем он стал лечить ветеранов войны, испытывавших психологические проблемы, также при помощи эфирных масел. В дальнейшем он написал много книг и статей по ароматерапии, включая «Практику ароматерапии», являющуюся стандартным учебником для любого профессионального ароматерапевта.

Другой эксперт, начавший свои исследования в области ароматерапии, профессор П. Ровести, смог доказать, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляций с определенными растениями. Он считал, что запахи помогают высвободить подавленные эмоции и воспоминания, которые способствовали развитию болезни.

Но та практика осуществления ароматерапии, которая известна сегодня — комбинирование эфирных масел с массажем для здоровья, красоты и хорошего самочувствия, — была внедрена австрийским биохимиком Маргаритой Маури. Ее муж был гомеопатом, и они оба проявляли большой интерес ко всем альтернативным формам медицины. Основываясь на своем знании эфирных масел, она провела программу исследований, демонстрирующих, насколько они эффективны при впитывании через кожу. В особенности она интересовалась их целебными и омолаживающими свойствами. В 1962 г., а затем в 1967 г. она получила крупные награды за свои труды. Читая лекции и передавая свои знания об эфирных маслах, она открыла несколько клиник в Европе, включая одну в Лондоне. В 1961 г. она опубликовала книгу Le Capital ‘Jeunesse’, которую не так давно переиздали и выпустили на английском языке под названием The Secret of Life and Youth (Секрет жизни и молодость, C.W. Daniel Company Ltd, 1989).

Интересен в истории ароматерапии и тот факт, что доктор Пембертон, известный изобретатель кока-колы, использовал для своего замечательного напитка корицу, кориандр, померанец, лимон, мускатный орех и апельсин.

С самой древности, со времен поклонения огню и дыму, ведет свое начало использование ароматических веществ. С тех пор человечество накопило множество представлений о целебной и магической силе ароматов цветов и растений, о живительном волшебстве воздействия запахов трав, что впоследствии приобрело особое значение в магических ритуалах, богослужениях и в народном целительстве.  В наши дни быстро растет популярность ароматерапии, ее применяют при многих недугах.

Современная ароматерапия — это не альтернатив­ная медицина и не панацея. Она может являться как вспомогательной, так и самостоятельной медицинской дисциплиной и применяться наравне с гомеопатией, фитотерапией и прочими методами. И прежде всего, ароматерапия — это прекрасный профилакти­ческий, оздоровительный и полностью натуральный способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы. Методы ароматерапии позволяют быстро снимать ежедневные стрессы, не допускать развития различных недугов и гармонизиро­вать всю нашу жизнь. Кроме того, эфирные масла представляют минимальную угрозу возникновения осложнений при их применении.

Литература:
1. Эллисон Инглэнд. "Ароматерапия для матери и ребенка".
2. Анастасия Артёмова. "Ароматы и масла исцеляющие и омолаживающие".
3. Владислав С. Бруд, Ивона Конопацкая. "Душистая аптека. Тайны ароматерапии".
4. Дэнис Вичелло Браун. "Ароматерапия".
5. Лавренова Галина. "Вдыхая дивный аромат. Ароматерапия - приятный и легкий способ лечения".
6. Леонова Н.С. "Ароматерапия для начинающих".
7. Либусь О.К., Иванова Е.П. "Исцеляющие масла".
8. Татьяна Литвинова. "Ароматерапия: профессиональное руководство в мире запахов".
9. Новоселова Татьяна. "Ароматерапия".
10. Дмитриевская Л. "Обманывая возраст. Практики омоложения".
11. Кедрова Мария. "Ароматы красоты и здоровья. Секреты Клеопатры".
12. Николаевский В.В. "Ароматерапия. Справочник".
13. Семенова Анастасия. "Лечение маслами".
14. Под редакцией Захаренкова В.И. "Энциклопедия ароматов".
15. Кэрол Мак-Гилвери и Джимми Рид. "Основы ароматерапии".
16. Вольфганг Стикс, Улла Вайгершторфер. "В Царстве Запахов".
17. Миргородская С.А., "Аромалогия:Quantum Satis".
comments powered by HyperComments
© 2015-2017 Интересные Будни. Спасибо за Ваш интерес к сайту!
Использование материалов сайта приветствуется с указанием обратной ссылки на сайт.
Делитесь записями в соц. сетях, комментируйте, мы всегда Вам рады!